9 октября состоялся VI Антикоррупционный форум российского бизнеса — ключевое событие для всех, кто занимается управлением рисками в компаниях. Главный тренд, который прослеживается уже несколько лет подряд: комплаенс превращается из формального соблюдения закона в критически важный инструмент для сохранения активов и деловой репутации.
Анализ: 6 лет эволюции антикоррупционного рейтинга РСПП
За 6 лет существования Антикоррупционный рейтинг РСПП стал надежным барометром зрелости корпоративных практик в России. Его эволюция — это история о том, как бизнес учился не просто «отмечать галочки», а выстраивать реально работающие системы защиты. 2020: Старт и задание стандартов. Запуск рейтинга ознаменовал переход к системной оценке антикоррупционных мер на основе международного стандарта ISO 37001 и Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Бизнесу был предложен четкий ориентир для развития.
2021-2023: Рост профессионализма и вовлеченности. Президент РСПП Александр Шохин ежегодно отмечал растущий интерес бизнес-сообщества к рейтингу. К 2023 году две трети компаний-участниц улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствовало о целенаправленной работе над системами управления рисками. Лауреаты демонстрировали стопроцентное соответствие критериям, становясь эталоном для остальных.
2024-2025: Консолидация лидеров и глубина интеграции. Сформировалась группа постоянных лидеров, которые не просто соблюдают стандарты, а эффективно внедряют антикоррупционные меры во все бизнес-процессы. Как подчеркнул Шохин в 2025 году, лидеры рейтинга давно вышли за рамки «бумажного» комплаенса. Внедрение смешанного очного и заочного форматов оценки подтверждает рост зрелости системы.
Итоги VI Антикоррупционного рейтинга лишь подтвердили этот тренд.
Специальные награды получили:
ПАО «РусГидро» — за ведущую роль в продвижении антикоррупционных практик-2025.
ПАО «СИБУР Холдинг» — за успешное участие группы компаний в рейтинге-2025.
Банк ВТБ (ПАО) — национальный лидер антикоррупционного комплаенса – 2025.
Новые вызовы и законодательные инициативы
Эволюция рейтинга тесно связана с ужесточением государственной политики. Президент РСПП Александр Шохин выделил ключевые риски последних лет: системная исковая работа прокуратуры по изъятию незаконно приобретенного имущества в доход государства и новые правовые ориентиры после решения Конституционного Суда от 31 октября 2024 года.
Многочисленные случаи таких исков стали для бизнеса главным стимулом к усилению профилактики. Речь уже не об административных штрафах, а о прямой потере активов.
Решение Конституционного Суда от 31 октября 2024 года расставило важные акценты: сроки давности по таким делам теперь не применяются, а основания для изъятия расширились. Это создало новые, но более четкие правила игры.
Фокус на «токсичные» активы. Бизнес осознал, что риски могут быть «унаследованы» — компании, аффилированные с бывшими чиновниками, вынуждены проводить глубокий аудит происхождения своего имущества.
В ответ на эти вызовы РСПП предлагает законодательные инициативы для защиты добросовестного бизнеса:
1. Введение специальных сроков давности: 5 лет с момента обнаружения и 15 лет предельный срок.
2. Принцип соразмерности: в доход государства должна обращаться только та часть имущества, что была получена вследствие нарушения.
3. Защита третьих лиц: взыскание должно касаться их только в случае осведомленности о нарушении.
«Важно, чтобы изменения минимизировали риски для добросовестного оборота и не разрушали работающий бизнес», — добавил Шохин.
Шестилетняя история Антикоррупционного рейтинга РСПП показывает качественную трансформацию подхода российского бизнеса: от реализации обязательных требований к интеграции комплаенса в стратегию развития и управления активами. Инвестиции в реальные, а не «бумажные» антикоррупционные программы стали для крупных компаний не просто нормой, а обязательным условием для защиты репутации и активов в современной правовой реальности.
Отдельное внимание на форуме было обращено на инициативу экспертного сообщества и бизнеса в создании национального стандарта антикоррупционной деятельности в организациях, который призван стать фундаментом совершенствования механизмов профилактики коррупции и формирования единых подходов к этой работе в частном секторе экономики.
